Татьяна Казаркина

Физминутки в ДОУ

ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом,  физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

Значение физминуток для дошкольников

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную системуи восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Классификация физминуток

Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.

Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас  физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!

Я надеюсь, что представленная классификация поможет моим коллегам, воспитателям ДОУ, создать картотеку физминуток по различным видам и применять их в работе с дошкольниками. При желании возможно сформировать картотеку иначе, разделив физминутки на группы, используемые в различных видах непосредственной образовательной деятельности, но, на мой взгляд,  это нецелесообразно.

1. Физминутки - разминки ( двигательно – речевые)

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

Планирование разучивания физминуток – разминок рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие».

Примерное планирование разучивания физминуток - разминок для детей старшей группы детского сада (движения подбираются воспитателем в соответствии со стихами).

Сентябрь.

1 – 2 неделя. №1.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

3 – 4 неделя. №2.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Октябрь.

1 – 2 неделя. №3.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

 

3 – 4 неделя. №4.

Я иду, и ты идешь— раз, два, три.

(шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

(стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

( хлопаем руками)

Ноябрь.

1 – 2 неделя. №5.

На балконе две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя. №6.

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Декабрь.

1 – 2 неделя. №7.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя. №8.

Раз, два, три четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

 

Январь.

1 – 2 неделя. №9.

Зайцы скачут скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

3– 4 неделя. №10.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Февраль.

1 – 2 неделя. №11.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

3 – 4 неделя. №12.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и  кружимся потом

Март.

1 – 2 неделя. №13.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

3 – 4 неделя. №14.

Лебеди летят, крыльями машут,

Летают над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели,снова улетели.

 

 

 

Апрель.

1 – 2 неделя. №15.

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

Далеко я укачу.

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики тук – тук,

Тук – тук, тук – тук.

3 – 4 неделя. №16.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 

Май.

1 – 2 неделя. №17

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде — раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде — два!

3 – 4 неделя. №18.

Руки кверху поднимаем,

а потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

Физминутки.  

1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп - хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ - высоко поднимаем колени
Качаем головой - головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем - руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем - присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
2. Раз, два - выше голова
Три, четыре - руки, ноги шире
Пять, шесть - тихо сесть.
3. Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный 
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
4. На горе стоит лесок - круговые движения руками
Он не низок не высок - сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок - глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека - ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" - плечи поднять

5. Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг=скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
6. Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
7. Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
8. Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встав  на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
9. Вечер зимний в небе синем - встать из-за стола
Звезды синие зажег - встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней - потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок
10. От зеленого причала оттолкнулся пароход - встать
Он шагнул назад вперед - шаг назад
А потом шагнул вперед - шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке - движения руками
Набирая полный ход - ходьба на месте

Ножки - ножки, 
Куда бежите?
В лесок по мошок - 
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки - ножки, 
Куда бежите?
В лесок, во борок,
Грибы - ягоды собирать,
Да (имя) угощать.
11.Потягушеньки - порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках - ходунешьки,
А в ручках - хватушечки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
12.Заинька, попляши,
Серенький попляши.
Кружком,  бочком повернись! - покружиться
Заинька,  топни ножкой, 
Серенький, топни ножкой! - топнуть ногой
Кружком, бочком повернись! -покружиться
Заинька, бей в ладоши!
Серенький, бей в ладоши! - похлопать в ладоши
Кружком, бочком повернись.
13.Мы на карусели сели, 
Завертелись карусели. - ходить по кругу
Мы на карусели сели, 
Завертелись карусели.
Вверх летели - потянулись вверх
Вниз летели - присели на корточки
Вверх летели, вниз летели
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки - Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек - Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг - Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят - Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают - Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок! - Потопать ногами.

В танце кружится сверчок. - Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке. - Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает. - Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок. - Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки! - Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

Разминка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Облако.

Беленькое облако - Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей - Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Индюк.

Ходит по двору индюк - Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача - Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал - Потопать ногами

Крыльями захлопал - Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар - Руки на поясе

Или медный самовар - Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк

Понесся стрелою. - Бег на месте

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться - кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться - потянуться
Обязательно зевнуть - зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть - движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть - прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть - легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый -труки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы - ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе - переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало - 
Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

*** 
Приплыли тучи дождевые 
Лей дождик - лей! (руки вытянуты, ладоши вниз) 
Дождинки пляшут, (потрясти руками, потопать ногами) 
Как живые, 
Пей, рожь, пей! 
И рожь, склоняясь к земле зелёной, 
Пьёт, пьёт, пьёт 
А тёплый дождик неугомонный 
Льёт, льёт, льёт! (наклониться, присесть)

***
Зайки, где вы пропадали? 
Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) 
А капусту вы не ели? 
Только носиком задели. 
Вас бы надо наказать. 
Так попробуй нас догнать!

*** 
Сначала буду маленьким, (присесть) 
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками) 
Потом я вырасту большим, (встать) 
До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)

*** 
Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо) 
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону) 
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз) 
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

*** 
Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели. (присесть)

*** 
(ходьба высоко поднимая колени) 
Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше, 
Через кустики и кочки, 
Через ветви и пенёчки. 
Кто высоко так шагал  
Не споткнулся, не упал.

*** 
Птички в гнёздышке сидят (присесть) 
И на улицу глядят. 
Погулять они хотят (подняться на носочки) 
И тихонько все летят. (помахать руками)

*** 

Очень трудно так стоять, (стоя на одной ноге) 
Ножку на пол не спускать 

И не падать, не качаться, (поменять ногу)
За соседа не держаться.

*** 
Мы играли, мы играли, (круговые движения кистями рук) 
Наши пальчики устали. (движения кисти вверх-вниз) 
А теперь мы отдохнём (имитация движения волны) 
И опять играть начнём (круговые движения кистями рук)

*** 
Мы снежинки, мы пушинки, (повороты вокруг своей оси) 
Покружиться мы не прочь. 
Мы снежинки - балеринки, 
Мы танцуем день и ночь. 
Встанем вместе все в кружок  
Получается снежок.

*** 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Начал заинька скакать. (подскоки на месте) 
Прыгать заинька горазд, 
Он подпрыгнул десять раз (прыжки)

*** 
Вот помощники мои, 
Их как хочешь поверни. 
Хочешь эдак, хочешь так  
Не обидятся никак. 
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

*** 
Буратино потянулся, 
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

*** 
Спал цветок и вдруг проснулся(и.п. сидя) 
Больше спать не захотел. (встать, руки на поясе) 
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) 
Взвился вверх и полетел. (бег) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется.

*** 
Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. (наклоны корпуса в стороны) 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо все выше, выше. (встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)

*** 
Гриша шел-шел-шел, (ходьба на месте) 
Белый гриб нашел. 
Раз - грибок, 
Два - грибок, 
Три - грибок, (наклоны корпуса вперёд) 
Положил их в кузовок

 
18 декабря 2017 в 12:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.