Татьяна Казаркина

Методическая разработка «Во что играли наши предки. Подборка подвижных игр, считалок, зазывалок.»

«Во что играли наши предки. Подборка подвижных игр, считалок, зазывалок.» Методическая разработка для родителей и воспитателей

Составлена:

Казаркиной Т.Н.

 инструктором по физической

культуре МКДОУ

«Детский сад №1»

 

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:

· развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость                      к народному творчеству;

· расширяем и обогащаем игровые действия детей;

· развиваем двигательную активность;

· укрепляем здоровье детей;

· обогащаем словарь.

Дорогие коллеги и родители, предлагаем вашему вниманию варианты подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста,  в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим "зазывалочку". Например,одну из этих:

Зазывалочки на подвижную игру

 

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

1, 2, 3, 4, 5 –

Выходи со мной играть!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

1, 2, 3, 4 –

Руки выше, ноги шире!

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас играть!

Веселиться до обеда

И друг друга забавлять!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье:

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Эй, девчонки и мальчишки,

Молчуны и шалунишки,

Подбегайте все скорей

Вместе будет веселей!

Эй, народ, веселей!

Поиграть беги скорей:

В прятки, салки и футбол,

Подбегай ко мне гурьбой!

1, 2, 3, 4, 5 –

Все бегите в круг вставать!

Поиграем, порезвимся

И со скукой мы простимся!

Кто не хочет скучать –

Все бегите к нам играть!

От души мы порезвимся,

Вместе все повеселимся!

Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать –

Будешь весело играть!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

В прятки, жмурки, догонялки…

Соберитесь-ка, ребятки.

Будем бегать и скакать –

Силу, ловкость развивать!

Кому скучно стоять,

Кто хочет бегать и скакать –

Подходите все сюда,

Собирайтесь детвора!

Веселиться будем вместе,

Так нам будет интересней!

Эй, дружок, не зевай!

Подходи и поиграй!

Игры наши разные,

Веселые все классные!

Эй, ребята, поскорей

Собирай своих друзей!

Будем мы играть сейчас –

Посмотрите все на нас!

1, 2, 3, 4, 5 –

Собираемся играть!

Будем бегать и скакать,

Чтобы сильными нам стать!

1, 2, 3, 4, 5 –

Детвора, давай играть!

Не ленитесь, улыбнитесь

И ко мне гурьбой стремитесь!

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем вместе мы играть!

Будем прыгать, будем бегать,

Будем вместе отдыхать.

Все скорей ко мне бегите

Вашу ловкость покажите

Первый, первый, я четвертый,

Я уже сейчас в полете,

Кто летит за мной скорей

Побежали веселей!

(Вместе будет веселей!)

***

 Кто будет играть в интересную игру? 
 А в какую - не скажу! 
 А потом не примем, за уши поднимем. 
Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такую:
 Тай-тай, налетай, в интересную игру. 
 Всех принимаем и не обижаем. 
 А кто опоздает - в небо улетает.


 

 

Коллекция  подвижных игр.

 Хоровод-игра "Ай, гугу!"

Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружится на лугу.

На лугу - то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг - скок,

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

 Игра "Платочек"

Дети сидят на стульчиках. Ведущий в центре круга, показывает платочек.

Вот какой у меня платочек,

Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает),

Всем ребятам Катеньку покажу (показывает).

Вот - вот, вот как Катенька идет,

Песенку веселую нам поет.

Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.

Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует).

Веселее, Катенька, попляши,

Мы похлопаем от души.

 Игра "Ворон"

Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи) голосу которых дети смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар-р-р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

 

Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

 

На Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: 
  Гори-гори ясно, 
  Чтобы не погасло. 
  И раз, и два, и три. 
  Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
 - Гуси, гуси! 
 - Га-га-га. 
 - Есть хотите? 
 - Да-да-да. 
 - Так летите! 
 - Нам нельзя. 
Серый волк под горой 
не пускает нас домой.

После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой". Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

И, конечно же, всех ребят развеселит игра 12 палочек - вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп. А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.

Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, а то бы она стала не менее популярной, чем бейсбол у американцев.



Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50 м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120 см и толщиной 3-4 см.

По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - "метальщик" - становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - "подавальщиком".

После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Все эти игры являются командными, поэтому можно устраивать своеобразные соревнования между подъездами, домами и классами. Расскажите о них своим друзьям - и совсем скоро в них будет играть весь двор.

 «Чижик»

«Чижик» - это маленькая круглая палочка, заостренная с обоих концов. Делают его из сухого дерева твердой породы. Длина чижика 9-10 см, а толщина 2-2,5 см.
Для игры в чижик нужна лапта длиной 75-80 см; она может быть плоская – из узкой дощечки – или круглая.
Играют двое. По жребию или уговору один становится метальщиком, другой водит.
На земле очерчивают круг поперечником в 1 шаг. В 2-3 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик – возле круга. Примерно в центре он кладет на землю чижик, повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяет лаптой. Когда чижик подскочит, метальщик отбивает его на лету как можно дальше за линию кона.
С того места, где чижик ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там.
В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой чижик раньше, чем он коснется земли.
Если чижик, брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик бьет снова, став возле чижика.
Водящий и метальщик меняются ролями в следующих случаях:
1. После удара чижик не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном.
2. Водящий поймает чижик «с воздуха».
3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в кругу.
4. Метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по чижику, когда он лежит на земле.
Опытные игроки обычно договариваются, что метальщик уступает свое место водящему даже при одном промахе.
Если в игре захотят участвовать трое или четверо, то при смене метальщика роль водящего должен брать на себя очередной игрок, который до этого времени был в положении зрителя.
В чижик нельзя играть вблизи домов и в таких местах, где все время ходят люди.

 «Чехарда»

Чехарда очень полезная игра для детей. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость, уверенность в себе и мышечную силу. Кроме того, игра поможет многим научиться прыгать на уроках физкультуры через козла.
Для игры в чехарду нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают.
Существует несколько вариантов этой увлекательной игры:В начале игры выбирается водящий, который становится козлом. Все участники игры начинают прыгать через него. Тот, кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или упал после прыжка, становится на место козла, а бывший водящий идет прыгать.Все играющие встают друг за другом на расстоянии 5 шагов, около 3 м. Голову надо пригнуть и самим согнуться опираясь на согнутую в колене ногу. Играющий, стоящий последним, разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди способом, который называется "ноги врозь", опираясь руками о его спину. Потом он сам становится впереди (шагов за десять).
Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры. Участники игры встают в круг на расстоянии примерно в десять шагов, поворачиваются в затылок друг другу и принимают позу для игры в чехарду. Затем любой игрок разбегается и начинает прыгать. Первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку. Таким образом, все играющие перепрыгивают всех и становятся на свои места. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место.

«Казаки-разбойники»

В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за казаков, а кто за разбойников.

Разбойники совещаются и загадывают пароль.

По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

«Чай-Чай-Выручай»

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего.
Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.
Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

«Четыре стихии»


По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля""вода", "огонь" или"воздух".

Если водящий сказал слово "земля",то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.

При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.

При слове"воздух" называеются птицы.

При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему.
 Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант,или меняются местами с водящим и игра продолжается.

Игры наших бабушек.

Игра «Деревянные лошадки». Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.

«Дочки-матери» – в эту игру играли девочки. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем. А еще играли с куклами в детский сад и больницу.

В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

«Качели – карусели». Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.

Была ещё такая забава – брали деревянное бревно, клали на него доску. Один садился на один конец доски, другой на другой. Нужно было перетягивать друг друга, качаясь.

«Войнушка». Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер. В эту игру могут играть неопределённое количество детей. Дети разделялись на два лагеря: один был «СВОИ», а другой «ВРАГИ». Они представляли, себе всякие сюжеты из военных фильмов, проигрывали их. Это было интересно и увлекательно.

 «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Было очень весело!

Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил.

Игры с песком. Дети ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения.

«Концерт». Дети наряжались и устраивали домашние концерты. Они пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.

«Люлька». В старину дети ничем не отличались от нас, им также хотелось бегать и играть. «Люлька» – это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Прыгали разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке.

«Магазин» - из коробки мастерили кассу, строили в очередь друзей, а для «продажи» делали разные поделки. Из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей – весы. Продавали всё: щепки – селёдка, круглые палки – колбаса, песок – сахар, камешки – конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем.

«Звонарь». Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.

Игры в слова. «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон».

«Съедобное-несъедобное». Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех.

«Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!». Это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и прабабушки. Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке Кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал! На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант - какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать. Эта игра развивает в игроках интеллект и память.

«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.

«Колечко». Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в «лодочку» одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим.

«Жмурки» - играли в нее так: одному из играющих завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и этот игрок должен был поймать одного из играющих. Если он угадывал по имени пойманного, то он становился «водящим».

«Кошки-мышки». Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали «кошку» и «мышку». «Кошка» находилась за кругом, а «мышка» внутри круга. «Кошка» должна была ухитриться и попасть в круг поймать «мышку», а тот кто впустил «кошку» становился «водящим».

 «Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.

«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.

«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.

«Камушки». Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного.
В «Светофор» играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Игроки стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим. Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий «осаливал» перебегающего игрока. «Осаленный» становился водящим.

«Тише едешь - дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.

«Пинг-понг» – правила игры очень простые: двое игроков, с ракетками в руках, встают у стола, друг против друга, по середине которого натянута сетка, и начинают ракетками отбивать маленький шарик, при этом шарик должен удариться об твою половину стола один раз. После этого ты должен отбить шарик, чтобы тот, перелетев сетку, попал на половину стола противника, и так продолжается пока кто-то не промахнется, или ударит так, что шарик перелетит сторону стола противника, или ударится два или более раз об твою половину стола. Игра продолжается до двенадцати промахов.
Зимние развлечения. Основное развлечение детей зимой было катание с горок, игры в снежки, постройка крепости, но самое любимое - лепка снежной бабы. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки. На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы.

«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь:

– Тук, тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришёл?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.

У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.

 

 

Примеры считалок:

 

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Он шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Была помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
 


Катилась торба
С высокого горба
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
 


Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
 


Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей.
– Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
(Пятый выходит.)
 


Стакан, лимон —
Вышел вон!
 
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
 
Раз, два —
Кружева,
Три, четыре —
Нос в черниле,
Пять, шесть —
Кашу есть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Акулина тесто месит.
Позвала кота домой,
Налила ему помой.
Динь-динь, динь-динь,
Ты зачем кувшин разбил?
Кувшин стоит пятачок,
А за это – кулачок.
 


Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «эс».
 
Шишель, мышель —
Этот вышел!
 


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет
Он украл кулек конфет.
Привезли его домой —
Оказался он живой.
 


Бах-бух,
Тих-тюх,
Зайчик – ух,
Во весь дух,
Полетел от зайки пух.
Хуп-хоп,
Зайке в лоб,
Шум, звон,
Поди вон!
 


Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
 
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили —
Не читать и не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.
 
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим:
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.
 
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет —
Тот и вон пойдет.
 
– Заяц белый, Куда бегал?
– Лыко драл.
– Куда клал?
– Под колоду, Под пенек,
Под передний уголок.
 


Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
 
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
 
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
 
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!
 
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
 
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сел, заплакал и пошел.
 
Из-под горки катится
Голубое платьице,
На боку зеленый бант,
Тебя любит музыкант!
 
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме Мишеньки!
 
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела —
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
 
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна —
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
В Солнцеград, в Солнцеград —
Покупать себе халат.
Красный, синий, голубой —
Выбирай себе любой.
 
Ехали цыгане, кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово скажет, тот ее и съест.
 

7 января 2018 в 19:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.